Заказ билетов
+7 (347)272-66-43
+7 (917) 730-51-46

Эльмира Ижболдина "Юбилей"

Источник: Журнал "Рампа" -

Для уфимских меломанов композитор Данил Хасаншин в особом представлении не нуждается. Его творчество сегодня не оставляет равнодушными ни взрослую публику, ни детей, симфонические и хоровые произведения вошли в репертуар Национального симфонического оркестра РБ и Государственной академической хоровой капеллы Башкортостана, а сочинения камерных жанров с удовольствием исполняются юными музыкантами. Недавно Данил Давлетшинович Хасаншин, заслуженный деятель искусств РФ и РБ, член Союза композиторов Башкортостана и России отметил юбилей — 75 лет со дня рождения. Этому событию была посвящена череда торжеств, начавшихся осенью 2012 года.

 

Уфимцы помнят концерт камерной музыки, прошедший в Шаляпинском зале УГАИ им. З. Исмагилова, концерт­встречу в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы. С большим успехом прошёл концерт в Большом зале Башгосфилармонии, на котором прозвучали песни Данила Хасаншина. Венчал этот праздничный «марафон» симфонический концерт в зале Уфимского училища искусств. В исполнении НСО РБ под управлением главного дирижёра оркестра Рустэма Сулейманова прозвучали произведения Данила Хасаншина, любимые публикой, а также премьеры.

— Данил Давлетшинович, как начался ваш путь в музыку?

— Всегда, сколько я себя помню, вокруг меня, а главное, во мне звучала песня. Моё военное и голодное послевоенное детство скрашивала народная музыка, она заменяла хлеб насущный, звала к активному творчеству. Ещё я благодарен баяну, с которым не расставался ни в годы службы в Советской Армии, ни в Уфимском музыкально­педагогическом училище, ведь этот инструмент первым открыл мне изумительный мир музыкальной классики.

— Вас называют композитором духовного поиска, композитором­философом…

— Я рос мечтателем, всё необычное, сказочное привлекало меня, окрашенные поэтичной романтикой сюжеты уносили далеко от серых голодных будней. Ещё в самом раннем возрасте близ деревни Сюльте Илишевского района, где я рос, однажды увидел весенний танец журавлей. Был поражён грацией, изяществом этих птиц. Как воспоминание об этом несколько лет назад появилась симфония «История, которую не успел рассказать Ганс Христиан Андерсен». В ней я старался средствами оркестровых красок, солирующих духовых инструментов передать образы природы и её обитателей… Эту программную симфонию я создал для своей любимой внучки Айши, чтобы ей было интересно слушать мои сочинения. И, кажется, Айша с удовольствием внимает моим опусам и уже сама пытается сочинять.

— В начале 70‑х годов вы держали экзамен в Казанскую государственную консерваторию. Расскажите об этом.

— Далёкие и счастливые студенческие годы! В консерватории я был зачислен в класс композиции талантливейшего педагога профессора Альберта Лемана. Сразу приходит на память та одухотворённая атмосфера, которая наполняла само здание консерватории на ул. Пушкина, 1. В то время Казанская консерватория (с середины 40‑х годов возглавляемая её основателем и первым ректором Назибом Жигановым) была музыкальным центром Поволжья. Удивительно, но, будучи уже в преклонном возрасте, Жиганов знал в лицо всех студентов, здоровался с нами за руку и нередко приглашал в свой кабинет с белым роялем побеседовать. А уж нас, студентов‑композиторов, заставлял еженедельно приходить на композиторские «четверги», которые проводились в его ректорском кабинете. Там мы исполняли свои новые произведения, выслушивали советы мастеров. Сегодня я бесконечно благодарен своим учителям! Я создал Симфонию­концерт для скрипки с оркестром «Памяти Учителя — Назиба Жиганова». Партию скрипки я поручил замечательному музыканту, одному из самых любимых моих исполнителей, лауреату Международных конкурсов Руслану Ишмаеву.

— После окончания консерватории судьба вновь привела вас в Уфу?

— После выпускных экзаменов, где мною было представлено крупное симфоническое сочинение — «Башкирская симфония», я вышел из стен консерватории с полным «портфелем» творческих замыслов. Уже в Уфе была создана опера «Великий рядовой» («Александр Матросов»), посвящённая памяти жертв Великой Отечественной войны. В написанной позже симфонии­оратории «Песнь о Салавате» показан заинтересовавший меня образ народного поэта Башкортостана Салавата Юлаева, а симфонические концерты «Айтыш» и «Салям» передают картины моего детства…

— На концерте в исполнении оркестра и талантливых скрипачей Михаила Горбунова и Ильшата Муслимова прозвучали два Концерта­азана. В башкирской симфонической музыке появился новый жанр?

— Недавно я создал несколько произведений в оригинальном для башкирской музыки жанре — «Концерт­азан». «Азан» в переводе с арабского языка означает «призыв к молитве». Но я трактую это понятие шире. Для меня «азан» — это обращение к людям, к нравственной основе бытия. Всего у меня семь концертов‑азанов. Думаю, что уфимцы их вскоре услышат. Хочу выделить солистов оркестра. Они исполнили концерты именно так, как я задумал. С Ильшатом Муслимовым, молодым самобытным скрипачом, лауреатом международных и всероссийских конкурсов, кстати, учеником Александра Шисмана, я познакомился недавно. Где­то полгода назад предложил ему сыграть мои произведения на юбилейных торжествах, и он согласился. Желаю Ильшату, Руслану и Михаилу дальнейших творческих успехов и новых музыкальных высот!

— Как ваши близкие относятся к вашему творчеству?

— Я бесконечно благодарен своей семье. Наш единственный сын Азамат стал душой этих юбилейных концертов. Он исполнял на фортепиано мои опусы, выступил и как дирижёр. На концерте камерной музыки в Шаляпинском зале моя внучка Айша исполнила на фортепиано цикл детских пьес, которые я посвятил ей. Я благодарю судьбу за то, что моя жизнь, мой труд, мои произведения полезны дорогой республике и нашему народу. В этом моё самое большое счастье!

 

Беседовала

Эльмира Ижболдина


Дата опубликования: 22.08.2013