Заказ билетов
+7 (347)272-66-43
+7 (917) 730-51-46

Софья Альтова «Ему своё время»

Источник: Журнал «Рампа. Культура Башкортостана» - http://rampa-rb.ru/

Рустэм Сулейманов, художественный руководитель и главный дирижёр Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан, не любит говорить о собственной персоне, потому что «всё уже про себя рассказал». Сегодня огромная творческая воля, убеждённость, особая уверенность сопутствуют выступлениям молодого дирижёра. За каждым концертом стоит поистине подвижническое служение Музыке. Это вполне закономерно, ведь его путь музыканта был предопределён ещё до рождения.

 В семье Сулеймановых почти все музыканты. Дядя со стороны отца, Фатих Сулейманов, превосходно играл на скрипке. Откуда взялся этот инструмент в роду Сулеймановых — до сих пор не знают. Зато послушать музыканта собиралась вся деревня. Дед со стороны мамы, Яикбай Идрисов, обладал прекрасным тенором. Родители Ляли Ахметкаримовны в деревне считались лучшими исполнителями башкирских народных песен. Кстати, со своей будущей женой глава семьи Салих Фарихович, выходец из Кугарчинского района, познакомился, будучи студентом театрального факультета Стерлитамакского культпросветучилища. Трудно было не заметить красавицу с хореографического отделения.

Тогда в Стерлитамак приезжали первый ректор Уфимского государственного института искусств, композитор Загир Гарипович Исмагилов, знаменитые актёры Сибайского драматического театра, в том числе Салих Афлятунов, Дамир Галимов, Рамиля Салимгареева. Услышав башкирскую народную песню «Хандугас» в проникновенном исполнении Салиха Сулейманова, Загир Гарипович, всегда очень трепетно относившийся к певцам, твёрдо решил заполучить себе в студенты талантливого актёра.

Так, в возрасте 24-х лет Салих Сулейманов поступил в институт искусств на вокальное отделение, в класс к прославленной Бану Валеевой. Сегодня её выпускники — ведущие солисты Оперного театра и Башкирской государственной филармонии, в числе которых Олег Кильмухаметов, Геннадий Родионов, Вакиль Желалетдинов, Танзиля Узенбаева… В Уфу Салих привёз семью, любимую жену и маленького Рустэма. На новость о переезде в другой город малыш поставил своё условие: «Поеду в вашу Уфу, если отдадите учиться на скрипке». Так и случилось: успешно сдав вступительные экзамены, Рустэм Сулейманов был зачислен в первый класс Средней специальной музыкальной школы при Уфимском институте искусств.

В музыкальной школе мальчик поначалу и не думал о профессии дирижёра. В 11 лет попав в класс заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и Республики Башкортостан профессора Александра Абрамовича Шисмана он, как и другие ученики замечательного уфимского педагога, готовился стать солистом, совершенствуясь в игре на скрипке.

Во втором классе Рустэм вместе со школьным ансамблем «Сорнай», руководителем которого тогда был кураист Юлай Гайнетдинов, отправился в Москву. Концерт по случаю XXVII съезда КПСС проходил на сцене Кремлёвского Дворца съездов. Выступление маленьких артистов из Уфы, показавших обрядовые сцены из жизни башкир, вызвало восторг москвичей и прессы. В домашнем архиве Сулеймановых до сих пор хранятся статья и фотография тех лет, на которой запечатлены дети…

В седьмом классе, одержав победу на Всероссийском конкурсе музыкантов-исполнителей «Юные таланты» в номинации «скрипка», Рустэм получил престижную годовую стипендию, а ближе к лету — и путёвку в международный лагерь «Орлёнок». А спустя три года по республиканской программе «Одарённые дети» побывал и в знаменитом «Артеке». Там подружился с ребятами, съехавшимися со всего Союза. С некоторыми из них дружит и по сей день…

Окончив школу, музыкант продолжает академическое образование в классе любимого педагога А.А. Шисмана в институте искусств. На втором курсе вместе с Натальей Латышевой он становится лауреатом II премии Всероссийского конкурса камерных ансамблей в Сызрани. В 2000-м году завоёвывает звание лауреата на II Открытом конкурсе музыкантов-исполнителей имени Наримана Сабитова в номинации «скрипка», блестяще исполнив обработку башкирской народной песни «Азамат» Ильдара Хисамутдинова. Тогда ни учитель, ни ученик ещё не знали, что пройдёт несколько лет, и на концертах Национального симфонического оркестра РБ профессор Шисман будет поздравлять Сулейманова-дирижёра с уфимскими премьерами «Весны священной» Стравинского, «Ленинградской симфонии» Шостаковича, радоваться за Пятый скрипичный Моцарта, где Рустэм предстанет перед полным залом в двух качествах: солиста и дирижёра.

В студенчестве Рустэм вместе со своими однокурсниками сел в группу вторых скрипок в Национальном симфоническом оркестре Республики Башкортостан. В то время коллективом руководил директор Ирек Ахмадеев, в прошлом сам музыкант. Однажды в дружественной беседе он посоветовал Рустэму ехать в Питер и поступать на «дирсимф» — так между собой музыканты называют факультет оперно-симфонического дирижирования. Молодой скрипач воспользовался советом. Получив целевое направление от Министерства культуры РБ, пятикурсник Рустэм Сулейманов поступает в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию в класс народного артиста России профессора Равиля Мартынова.

С будущими дирижёрами занимались автор знаменитого учебника по гармонии Татьяна Бершадская, профессора Валерий Успенский (композиция), Николай Мартынов (оркестровка), Вячеслав Наговицин (полифония). Но главной была, конечно, специальность. Сегодня Рустэм с благодарностью вспоминает своего Учителя:

— Он был необычным дирижёром, музыкантом-интеллектуалом, точным «читателем» партитур. Зная огромное количество произведений наизусть, от нас он требовал того же. «Руки дирижёра станут важными в том случае,— любил повторять Равиль Энверович, — если есть полный спектр знаний о произведении».

Огромное желание осваивать оперно-симфонические партитуры подкреплялось природной музыкальностью, серьёзной эрудицией, исполнительской практикой. Концертный сезон 1999–2000 годов с сентября по июнь будущий маэстро играет в составе Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра под управлением Равиля Мартынова. Спустя несколько месяцев Рустэм Сулейманов участвует и уверенно побеждает в прослушивании с колоссальным конкурсом (172 человека на 4 места!) в группу скрипок в «Заслугу» — так любовно окрестили в городе на Неве Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр (ЗКР АСО) Санкт-Петербургской государственной филармонии имени Д.Д. Шостаковича под управлением Юрия Темирканова.

Выпускным экзаменом с Двадцать первой симфонией Мясковского, Первой симфонией Брамса, Первым фортепианным концертом Чайковского по симфоническому дирижированию и оперой «Евгений Онегин» Чайковского студент Сулейманов успешно завершил второе высшее образование.

Официально карьера дирижёра Рустэма Сулейманова началась с января 2005 года в том самом Национальном симфоническом оркестре РБ, где играл ещё студентом. Вобрав всё лучшее из петербургских музыкальных традиций, Рустэм решил обновить репертуар в сторону расширения состава оркестра, охватить различные музыкально-стилевые направления. Тогда на первых выступлениях зал был заполнен менее чем на треть. Однако постепенно публика полюбила харизматичного маэстро. Ярким событием стал концерт с народной артисткой СССР Еленой Образцовой. В знак дружбы и веры в будущее молодого дирижёра Елена Васильевна подарила Рустэму карманную партитуру Второй симфонии Брамса из личной библиотеки её мужа Альгиса Журайтиса, дирижёра Большого театра. Певица с особой теплой отзывалась о талантливом дирижёре Сулейманове, пророча ему большие творческие перспективы. А симфония Брамса вскоре прозвучала в Уфе…

«Держа партитуру в голове, а не голову в партитуре», как говорил Мравинский, молодой дирижёр легко осваивал разные стилистические глубины, предлагая публике своё философское видение избранного произведения. Многие до сих пор помнят, как Рустэм в год своего тридцатилетия уверенно дирижировал наизусть Пятую симфонию Шостаковича, кстати, на четыре года раньше Мравинского, который исполнил премьеру в Белом зале Ленинградской филармонии в возрасте 34-х лет.

Сегодня оркестр предлагает как произведения, называемые «репертуарными», так и, подчас ступая на территорию малоизведанную, интригующую музыкальными новинками. Уже через месяц после назначения на пост главного дирижёра Рустэм Сулейманов заявляет в афише российскую премьеру — «Concerto russe» ор. 29 французского композитора Эдуара Лало и на партию солиста приглашает первую скрипку ЗКР АСО заслуженного артиста России Льва Клычкова. Затем вместе с оркестром единственный концерт в Уфе даёт известная во всем мире певица, народная артистка РТ Альбина Шагимуратова. В апреле, за два дня до отъезда на Гала-концерт мастеров искусств в Москву, музыкальным руководителем и главным дирижёром которого был назначен Рустэм Сулейманов, оркестр и маэстро выступают в Уфе с солистом мирового уровня, заслуженным артистом России, виолончелистом Александром Князевым со сложнейшей программой. Июньский проект «Молодые звёзды Башкортостана» и переаншлаг на «Saundtrack-концерте» стали достойным окончанием XX концертного сезона. Открытие нынешнего, XXI концертного сезона украсили три премьеры. Сочинения Азамата Хасаншина (Симфония «Altun Urza»), Айрата Кубагушева («Поэма-фантазия для курая с оркестром») и Диляры Габитовой (Condition «Z») исполнялись впервые. Сотрудничество с Союзом композиторов Республики Башкортостан, начавшееся с фестиваля «Наследие», продолжилось творческими вечерами и юбилейными концертами Салавата Низаметдинова, Рафаила Касимова, Андрея Березовского, Данила Хасаншина. Для многих Рустэм стал первым исполнителем их музыкальных страниц.

Сегодня Рустэма Сулейманова можно считать лидером команды НСО РБ. Коллектив ценит его талант музыканта и дирижёра, искреннюю увлечённость, безупречный вкус, умение вовремя дать нужный совет музыкантам. В детстве его приглашали в центральную музыкальную школу Новосибирска к лучшим педагогам. Потом был Санкт-Петербург с его заманчивыми перспективами и снова — Башкортостан. Республика, которой он сегодня предан и обязан своими успехами. Республика, которой он бесконечно благодарен.


Дата опубликования: 16.08.2012