Гузель Галимова «Из коллекции уникальных музыкантов»
Источник: Журнал «Рампа. Культура Башкортостана» - http://rampa-rb.ru/
В Уфе состоялся концерт заслуженного артиста России виолончелиста Александра Князева. Исполнитель, который входит в десятку самых востребованных классических музыкантов Европы, выступил с Национальным симфоническим оркестром РБ (дирижер — Рустэм Сулейманов). Приглашение именитого музыканта стало возможным благодаря программе поддержки классической музыки ОАО «МДМ Банк».
По статистике Московской филармонии, эксклюзивным артистом которой является Александр Князев, он — один из тех немногих, кто способен собрать полный зал. Он и его старинный инструмент работы мастера Карло Бергонци из коллекции уникальных музыкальных инструментов России. На нём играл великий Григорий Пятигорский, затем инструмент перешел к Святославу Кнушевицкому, а с 1987 года виолончель арендует Князев. Музыкант неразлучен со своим Карло Бергонци четверть века. Коснувшись первый раз её струн, Александр Князев, по его собственным словам, чуть с ума не сошёл от восторга: такое сочетание силы звука и тембра он встретил впервые. Однажды поспорил с дирижёром Марком Горенштейном, что его виолончель «пробьёт» оркестр, — и выиграл! Александра Князева часто спрашивают, не ученик ли он Ростроповича. В известном смысле ответ мог бы быть положительным: Князеву было 13 лет, когда Ростропович покинул страну. Юный музыкант учился по записям опального мастера, добыть которые удавалось с трудом. Жизнь свела их в 90-х. Случилось несчастье: на гастролях в ЮАР семья Князевых попала в автокатастрофу. Погибла жена — пианистка Екатерина Воскресенская, пострадал он сам. Едва начал приходить в себя, в реанимацию принесли телефонную трубку. Голос, который невозможно было не узнать, проскрипел: «Старик, дорогой ты мой, даже не знаю, как тебя зовут… Как себя чувствуешь»? Оказалось, кто-то обмолвился, что свой брат-виолончелист в беде, и Ростропович сходу откликнулся. Звонил ежедневно в течение месяца… А потом вдвоём «лечили» потерявшую в катастрофе голос виолончель: парижский мастер Ватло, в очередь к которому стояли годами, не мог отказать первому виолончелисту планеты.
Можно и не знать этих подробностей из жизни артиста и интуитивно воспринимать игру Князева как талантливое и зрелое мастерство. Нужно ли знать пришедшим в зал слушателям, что самый молодой лауреат конкурса Чайковского 1978 года семнадцатилетний виолончелист Александр Князев из-за длительной болезни пережил раннюю горечь забвения? «Со счетов списали, крест поставили и землю вокруг утрамбовали…» И тогда в 1990 году он снова взял эту высоту — стал лауреатом конкурса Чайковского во второй раз. Хочет ли публика знать о порицании им коллег, которые называют свою работу бизнесом? Ведь сам он каждым тактом своего существования на сцене утверждает великую силу музыки. И при этом терзается вопросом: то ли это дело — игра на виолончели, которому должно посвятить жизнь… Вот великий органист и автор гениальной книги об И.С. Бахе Альберт Швейцер бросил всё и уехал в Африку лечить туземцев. «Я бы тоже мог», — допускает Князев, не обольщаясь, что творимая им красота спасёт мир.
Уфа услышала в исполнении Александра Князева Первый концерт для виолончели с оркестром Д. Шостаковича и Вариации на тему рококо П. Чайковского. Оба сочинения — в потрясающей интерпретации солиста с деликатным аккомпанементом Национального симфонического оркестра РБ. Эмоциональная интенсивность солирующей виолончели, исполняющей четырёхчастный Концерт Шостаковича практически без пауз, протяжённая каденция 3-й части, своего рода «путешествие в себя» полностью приковали внимание зала к солисту. Князев и его виолончель словно грезили наяву, разливая богатый сочный звук, или, разразившись серией громовых виртуозных пассажей, разыгрывали пронзительную драму. Вариации на тему рококо П. Чайковского внесли мир и гармонию в разорванное музыкой Шостаковича сознание. На зал снизошли радость и покой, которые дарили публике Александр Князев и его виолончель. И почему-то вспомнилась история с Яшей Хейфецем, чья скрипка Страдивари приводила в восторг экзальтированную поклонницу. На что уставший от повышенного внимания Яша Хейфец невозмутимо отвечал: «Скрипка как скрипка. Сама не играет». Действительно, в инструмент должен вдохнуть жизнь мастер. Как, например, эксклюзивный артист Александр Князев.
Дата опубликования: 15.05.2012